Генеральная Ассамблея в своей резолюции 65/198 (PDF) от 21 декабря 2010 года постановила провести пленарное заседание высокого уровня Генеральной Ассамблеи под названием «Всемирная конференция по коренным народам» для обмена идеями и передовым опытом по вопросу об осуществлении прав коренных народов, включая достижение целей Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов.
В своей резолюции 66/296 Генеральная Ассамблея постановила также, что Всемирная конференция по коренным народам будет проведена в Нью-Йорке 22 сентября 2014 года и во второй половине дня 23 сентября 2014 года.
Всемирная конференция включала в себя два пленарных заседания (первое и заключительное), три интерактивных совещания за круглым столом и один интерактивный дискуссионный форум (первое заседание было проведено в 9 ч. 00 м. 22 сентября 2014 года, а во второй половине того же дня были одновременно проведены два совещания за круглым столом).
В целях внесения существенного вклада в процесс подготовки к Всемирной конференции Председатель Генеральной Ассамблеи, руководствуясь соответствующими положениями указанной резолюции, организовал проведение 17 и 18 июня 2014 года неофициальных интерактивных слушаний с участием представителей коренных народов и представителей подразделений системы Организации Объединенных Наций, учебных заведений и научных учреждений, национальных правозащитных структур, парламентов, гражданского общества и неправительственных организаций.
По итогам Всемирной конференции был принят итоговый документ (PDF) практической направленности, подготовленный на основе проведения всеохватных, открытых неофициальных консультаций с государствами-членами и коренными народами.
Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов была принята на 62-й Генеральной Ассамблее ООН, прошедшей в Нью-Йорке 13 сентября 2007 года.
Хотя декларации Генеральной Ассамблеи не являются юридически обязательными документами, они представляют международное развитие юридических норм и отражают обязательство Организации Объединённых Наций и стран-членов. Для ООН это является важной базой для обращения с коренными народами мира и, несомненно, станет важным инструментом на пути к устранению нарушений прав человека по отношению к 370 миллионам представителей коренного населения в мире, а также окажет им поддержку в их борьбе против дискриминации.
Декларация подтверждает коллективные и индивидуальные права коренных народов, в особенности их права на свои земли, блага, жизненно необходимые ресурсы, территории и ресурсы, на свою культуру, идентичность и язык, на трудоустройство, здоровье, образования, а также на свободу установления своего политического статуса и свободе осуществления своего экономического развития.
Декларация подчёркивает право коренных народов на сохранение и развитие собственной культуры, традиций и собственных институтов, а также право на развитие народа в том направлении, которое сам народ считает наиболее соответствующим его потребностям и стремлениям; запрещает дискриминацию в отношении коренного населения и содействует его всеобъемлющему и эффективному участию во всех процессах, которые их касаются.
ДЕКЛАРАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ О ПРАВАХ КОРЕННЫХ НАРОДОВ
Конвенция МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» была принята на 76-ом съезде Международной организации труда 27 июня 1989 года. Она является международным юридическим инструментом, носящим обязательный характер для подписавших её государств и касается прав коренных народов и народов, ведущих племенной образ жизни. Конвенция была ратифицирована двадцатью странами.
В Боливии данная конвенция была принята и ратифицирована законом Республики №1257 от 11 июня 1991 года.
Предписания Конвенции №169 Международной организации труда (МОТ) согласуются с предписаниями Декларации «О правах коренных народов» Организации Объединенных Наций. Со времени принятия данная конвенция претерпела ряд существенных изменений относительно политики и законности решений на региональном и международном уровнях.
Конвенция постановляет : «Правительства несут ответственность за проведение, с участием соответствующих народов, согласованной и систематической деятельности по защите прав этих народов и установлению гарантий уважения их целостности» (Статья 2) и «обеспечивают наличие учреждений или других соответствующих механизмов» (Статья 33).
Конвенция № 169 является инструментом, который помогает создавать диалог между правительствами и коренными народами и народами, ведущими племенной образ жизни, а также способствует предотвращению и разрешению конфликтов, служит инструментом процесса развития.
Данная Конвенция не даёт определения коренных народов и народов, ведущих племенной образ жизни, она обосновывает ряд критериев, которые на практике помогут в определении групп, на которые распространяются положения настоящей Конвенции.
Указание самих народов на их принадлежность к числу коренных или ведущих племенной образ жизни рассматривается как основополагающий критерий.
Признавая тот факт, что коренные народы и народы, ведущие племенной образ жизни, страдают от дискриминации, первым основополагающим и главным пунктом конвенции № 169 является непризнание дискриминации.
Статья 3 настоящей Конвенции постановляет, что коренные народы и народы, ведущие племенной образ жизни, имеют право в полной мере беспрепятственно и без дискриминации пользоваться правами человека и основными свободами.
Другой пункт, касающийся применения всех предписаний как к мужчинам, так и к женщинам данных народов без дискриминации(Статья 3).
Статья 20 постановляет недопущение какой-либо дискриминации между работниками, принадлежащими к соответствующим народам, и другими работниками.
В качестве ответа на уязвимое положение коренных народов и народов, ведущих племенной образ жизни, 4 статья настоящей конвенции постановляет необходимость принятия специальных мер для охраны лиц, принадлежащих к соответствующим народам, их институтов, собственности, труда, культуры и окружающей среды. Таким образом она постановляет, что такие специальные меры не противоречат свободно выраженным пожеланиям соответствующих народов.
Культура и идентичность коренных народов и народов, ведущих племенной образ жизни, формируют единую систему их жизни. Их образ мыслей, обычаи и традиции, институты, общественные законы, способы землепользования и социальная организация в общей совокупности отличаются от большинства населения. Конвенция признает данные различия и гарантирует их уважение, также учитывая любое рассмотрение вопросов о принятии законодательных или административных мер, которые могут непосредственно затрагивать их.
Общая идея пунктов «Консультация и участие» является краеугольным камнем Конвенции №169 и обеспечивает нормативную базу для всех последующих положений. Конвенция требует, чтобы коренные народы и народы, ведущие племенной образ жизни, имели возможность получить консультацию по вопросам, которые непосредственно их касаются. Также она требует, чтобы указанные народы могли свободно и по крайней мере в не меньшей степени, чем другие группы населения, участвовать в принятии на всех уровнях решений в выборных учреждениях и в административных и иных органах, ответственных за политику и программы, которые непосредственно их касаются.
Пункты «Консультация и участие» в Конвенции №169 относятся не только к особым проектам развития, они носят более обширный управленческий характер, и участие коренных народов и народов, ведущих племенной образ жизни, в общественной жизни.
В статье 6 настоящая Конвенция постановляет нормы, определяющие проведение консультаций для коренных народов и народов, ведущих племенной образ жизни.
Конвенция также определяет особые обстоятельства, при которых консультация с коренными народами и народами, ведущими племенной образ жизни, является обязательной.
Статья 7 настоящей Конвенции постановляет, что соответствующие народы имеют право решать вопрос выбора собственных приоритетов для процесса развития в той мере, в какой он затрагивает их жизнь, их верования, институты, духовное благополучие и земли, которые они занимают или используют каким-либо иным образом, и право осуществлять контроль, по мере возможности, за собственным экономическим, социальным и культурным развитием. Кроме того, они участвуют в подготовке, осуществлении и оценке планов и программ национального и регионального развития, которые могут непосредственно их касаться.
Copyright © 2020 Embajada de Bolivia en Rusia. Todos los derechos reservados.